Особенности заключения договора поставки
Одним из наиболее распространенных соглашений в коммерческих отношениях считается поставка. Договор заключается между двумя участниками, именуемыми покупателем и поставщиком. Сторонами по договору могут быть только бизнесмены или компании, а в качестве предмета выступают товары, предназначенные для обеспечения предпринимательской деятельности, либо применяемые при ее осуществлении.
Несколько слов о требованиях к договору
Гражданским кодексом установлено условие об обязательном соблюдении письменной формы сделки. Такое требование вытекает из особенностей правового статуса участников. Субъекты коммерческой деятельности не имеют возможности заключать договоры в устной форме.
При оформлении стороны обязаны согласовать:
- предмет договора (детальное описание товара может быть вынесено в спецификацию, а в самом соглашении указываются лишь родовые признаки);
- цену сделки (ее также можно указать в спецификации, сделать оговорку о способе определения стоимости, либо отразить общую сумму соглашения);
- сроки (они могут быть жесткими и плавающими);
- место и условия приемки товаров (выборка на складе, наличие доставки, порядок приемки);
- требования к качеству;
- периодичность передачи партий;
- наличие упаковки, тары, порядок ее возврата;
- требования к предъявлению претензий.
Особое внимание юристы рекомендуют уделить согласованию сроков. Период действия договора, срок передачи партии и оплаты товара – важные, но различные условия. Соглашение вступает в силу с момента его подписания полномочными представителями сторон. Как правило, таковыми являются руководители, либо иные должностные лица, предъявившие соответствующую доверенность.
Действовать обязательство может:
- до полного исполнения;
- до конкретной даты.
Сроки поставки устанавливают, как правило, для всей партии. В одних случаях товар передается поэтапно, в других – полным объемом. Подходить к разработке раздела следует особенно серьезно, поскольку при нарушении периодичности и несоблюдении дат, у покупателя возникает право на взыскание неустойки. Не менее важно определять момент оплаты товара.
Спорные ситуации и пути их решения
Как показывает юридическая практика, около 40 % всех договоров поставки выполняются с определенными нарушениями.
Чаще всего споры возникают по следующим вопросам:
- несоответствие заявленного качества товара фактическому (в соглашении следует подробно описывать порядок приемки при обнаружении дефектов);
- несоответствие оплаченного объема фактическому;
- нарушение срока поставки;
- отказ от исполнения соглашения.
Далеко не всегда стороны могут урегулировать вопросы без возникновения споров и конфликтов.
В качестве инструмента обеспечения интересов участников выступают финансовые санкции:
- неустойка;
- пеня;
- штраф.
Следует отметить, что каждый из указанных видов включает широкий спектр конкретных правовых действий. Например, неустойка может быть исключительной, альтернативной, штрафной или зачетной. Пеня рассчитывается, исходя из объемов задолженности, а штраф определяется конкретной денежной суммой. В любом случае суды очень редко удовлетворяют требования, в которых размер санкции превышает общий объем задолженности. Такой подход обусловлен компенсационным характером мер.
При составлении раздела об ответственности участников необходимо учитывать форс-мажорные обстоятельства. Их не следует прописывать в тексте дословно, будет достаточно указать на необходимость предоставления особого заключения от независимого эксперта. Чаще всего в качестве специалиста, устанавливающего наличие форс-мажора, выступает эксперт ТПП (торгово-промышленная палата).
Сегодня в свободном доступе пользователей мировой сети имеется бесчисленное количество шаблонов и типовых проектов договоров. Однако использование их без соответствующей обработки и дополнения несет в себе огромный риск. Соглашение о поставке должно учитывать не только специфику конкретного товара, но и включать определенные условия характеризующие статус самих участников.