Административное право
Основные права и свободы человека и гражданина закреплены во второй главе Конституции РФ в объеме, соответствующем общепризнанным принципам и нормам международного права. Однако простое перечисление прав и свобод личности в Основном Законе страны является явно недостаточным, оно имеет место и в странах, в которых нет и намека на демократический государственный режим. Необходимо также наличие реальных гарантий реализации этих прав и свобод, реальной возможности их защиты в случае необходимости, а также признание государством своей ответственности за соблюдение и реализацию прав и свобод граждан.
Важнейшее место в обеспечении соблюдения и реализации прав и свобод граждан, безусловно, занимает административное право. Основу предмета правового регулирования административного права составляют как раз общественные отношения, складывающиеся между органами исполнительной власти, с одной стороны, и гражданами и организациями - с другой по поводу реализации исполнительной власти и соблюдения и реализации прав и свобод человека и гражданина. Именно органы исполнительной власти в большинстве случаев призваны обеспечить соблюдение и реализацию прав и свобод граждан, а именно с ними граждане контактируют чаще всего. Поэтому рассмотрение актуальных вопросов соблюдения и реализации прав и свобод граждан в сфере действия административного права является насущно необходимым.
В настоящее время можно выделить целый ряд направлений, входящих в область административного права, на которых вопросы прав и свобод личности проявляются с особой остротой, в связи с чем в рамках этих направлений требуются повышенные усилия государства. Среди таких направлений можно выделить реализацию исполнительной власти, повышение эффективности правовых средств противодействия коррупции, вопросы обжалования действий и решений государственных органов, административную юстицию, а также вопросы правовой ответственности государства при применении административно-принудительных мер.
В первую очередь необходимо сказать, конечно, о реализации исполнительной власти. Цель реализации исполнительной власти может определяться только исходя из положения, сформулированного в ст. 18 Конституции РФ, согласно которому именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти. Поэтому основная цель реализации исполнительной власти - соблюдение и содействие реализации прав и свобод граждан. Об этом забывать нельзя. Этот принцип должен быть включен в преамбулы положений обо всех органах исполнительной власти. К сожалению, пока данный принцип не находит достойного воплощения в деятельности государственной администрации. У большинства населения, когда-либо обращавшегося в государственные органы по самым разнообразным вопросам, обычно остается весьма негативное впечатление от такого обращения. Как отмечают некоторые исследователи, отказавшись от административно-командной системы, в России пока не удалось создать по-настоящему демократическую административную систему, которая предполагает не только реформы администрации, т.е. органов управления, но и реформу самого механизма администрирования, механизма принятия и исполнения решений, отношений, возникающих в этом процессе, а также порядка и организации внешнего контроля за деятельностью исполнительной власти
Российское административное право должно иметь четкую направленность на защиту и реализацию прав и свобод человека и гражданина, и иной главной цели у него быть не может. Функция внешнего регулирования административного права должна преобладать над функцией внутреннего регулирования деятельности государственных органов. Тогда реализация административно-правовых институтов будет иметь решающее значение в ходе построения правового государства в России.
Бесплатные консультации юриста по телефону +7(911)996-96-34.