Что такое франчайзинг с юридической точки зрения?
Быстрое и интенсивное развитие бизнеса в современном мире обусловило возвышение отдельных компаний, которые сегодня разделяют между собой рынок товаров и услуг, пользуясь своим авторитетом. Такие фирмы-монополисты создают на рынке жесткую конкуренцию. В такой ситуации необычайно трудно создать успешный бизнес под новым именем. Однако способ устроить свое дело в условиях такой конкуренции все-таки есть. Этот способ носит название франчайзинга или, как обозначено в законах Российской Федерации, коммерческой концессии.
Понятие и особенности
Главной особенностью франчайзинга считается строгий двухсторонний договор между правообладателем товарного знака и владельцем франшизы. Поэтому определение этого процесса лучше давать с юридической точки зрения.
Итак, франчайзинг – это специальная аренда бренда, регламентированная двухсторонним договором, правила оформления которого должны соответствовать законам государства, на чьей территории будет расположена франшиза.
Главенствующую роль в таком договоре играет, конечно же, компания, которая предоставляет свой товарный знак и имя. Именно она составляет договор и выбирает права и обязанности, которыми может пользоваться и которые должна исполнять будущая франшиза. Эти права и обязанности закрепляются в нормативно-правовых актов конкретного государства.
Юридические причины популярности франчайзинга
На сегодняшний день создание франшиз – это уникальный и действенный правовой инструмент для большинства крупных компаний. Контроль за большой фирмой иногда может быть практически невозможным, поэтому франшиза является самым действенным способом по расширению бизнеса. Он позволяет получить прибыль обеим сторонам с минимальными рисками.
Крупные компании получают не только фактическое расширение собственного производства, но и пассивную прибыль. У них есть возможность распространять с минимальным уровнем риска свой товар через сеть дочерних предприятий, то есть франшиз.
В то же время владельцы франшиз имеют возможность, подкрепленную юридическими документами, использовать бренд и имя уже успешной компании, а также пользоваться крупной финансовой поддержкой, знаниями и умениями компании-франчайзера.
В этом самое главное преимущество франчайзинга перед другими способами начала и расширения бизнеса: сразу обе стороны договора заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве.
Особенности франчайзинга в России
На данный момент франчайзинг – это основа создания бизнеса в России. Почти все иностранные бренды пользуются договорами франчайзинга и создают франшизы на территории Российской Федерации. Для крупных зарубежных брендов это самый быстрый и экономичный способ продвинуть свой товар на большой территории России. В то же время для российских предпринимателей это отличная возможность начать бизнес с нуля с минимумом собственных вложений и с максимальной помощью компаний-правообладателей.
Данные правоотношения регулируются статьями 1027-1033 Гражданского Кодекса РФ. Что примечательно, в данных законодательных актах понятие «франчайзинг» заменено на «коммерческую концессию».
Законы РФ являются гарантом защиты прав, которые получают стороны после заключения договора о коммерческой концессии. Владелец франшизы имеет право на пользование конкретными товарами и услугами, на опыт и умения компании-франчайзера, а также на получение прибыли от франшизы. А компания-франчайзер, в свою очередь, получает защиту своего товарного знака и имени от государства, а также возможность влиять на руководство франшизы и контролировать его работу.
Также стоит помнить, что правообладатель франшизы должен быть зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, а не как юридическое лицо.
Однако в России в последнее время развитие франшиз осложняется изощренными изменениями в законодательстве, нацеленные на прекращение внедрения иностранных компаний в российское государство. Дело в том, что процедура создания франшизного бизнеса становится все запутанней для зарубежных предприятий. Сделано это с целью увеличения отечественного производства. Поэтому происходит спад заинтересованности иностранных компаний в российских предпринимателях. А самим бизнесменам стало выгоднее создавать собственное дело с поддержкой государства, которое не требует часть прибыли.
В заключение хотелось бы отметить, что франчайзинг, как правовой инструмент – это выгодное дело для обеих сторон договора. Однако франчайзинг в России может столкнуться с множеством юридических сложностей, которые возникают на основе изменения законодательства.